Вот есть такое мнение (взято с
http://forum.aves-peugeot.ru/viewtopic.php...4&t=46288): ЧАВО («Часто Задаваемые Вопросы»)
Вопрос 1.
Так все таки – какой стенд более «правильный» и/или «точный»? Каким стендом лучше пользоваться?
Ответ 1.
Если кратко – никакой.Если подробнее – нельзя утверждать о том, что какой-то из методов измерений более «правильный», чем
другой. Просто они очень разные. Нагружной метод можно назвать в некотором роде статическим, т.к.
измерения производятся обычно дискретно при фиксированной частоте вращения коленвала и
постоянной нагрузке на двигатель трансмиссию. При этом двигатель работает в стабильном режиме,
состав смеси может корректироваться блоком управления и скорее всего либо близок к оптимальному,
либо немного обогащен. Именно при помощи нагружных стендов измеряется момент и мощность
двигателей согласно рекомендациям SAE.
В отличие от нагружного стенда, измерения на инерциальном стенде происходят в динамических
условиях. Двигатель при этом постоянно работает в переходных режимах, а состав смеси и тепловой
режим в камере сгорания может существенно отличаться от условий испытаний на нагружном стенде.
Кроме того, из-за постоянно присутствующего углового ускорения во всех вращающихся элементах
(особенно это касается маховика, колес и тормозных дисков) вносится дополнительная погрешность.
Поэтому мощность одного и того же автомобиля может отличаться при измерениях на нагружном и
инерциальном стендах. По разным сведениям, разница в измерениях может составлять до 10%.
Что касается точности измерений, то при существующих технологиях производства и измерений,
точность изготовления отдельных элементов стенда может превышать 0.01%, а точность измерения
некоторых датчиков – 0.001%. Суммарная погрешность откалиброванного стенда составляет обычно не
более 0.5%. Оба типа стендов обеспечивают хорошую повторяемость результатов при правильной
настройке.
Какой из стендов «лучше» ответить невозможно. С точки зрения автора, инерциальный стенд может
быть несколько предпочтительней по показателю цена/эффективность и более реального
моделирования динамических характеристик автомобиля.
Кроме того, существуют динамометры, работающие как инерциальным, так и нагружным методом, как,
например модель «INERTIAL 700 CAR 4x4» производства SOFT ENGINE (http://www.soft-engine.com):
Вопрос 2.
Существует какой-либо коэффициент для взаимного пересчета показаний нагружного и
инерциального стендов? Как сравнивать их результаты?
Ответ 2.
Если кратко – 1) нет, 2) никак.См. ответ на вопрос №1. Результаты измерений на инерциальном и нагружном диностендах никак
между собой несопоставимы. Обычно на практике инерциальный стенд показывает несколько более
высокую мощность на колесах, чем нагружной. Разница может доходить до 10%.
Поэтому если Вы используете динамометрический стенд для настройки автомобиля в процессе тюнинга
– просто выберите для себя подходящий стенд и пользуйтесь только им для повторяемости результатов.
Постарайтесь также производить замеры при одинаковых условиях (температура воздуха - +10...20°С,
низкая влажность, одинаковое давление в шинах, те же углы схода/развала колес и т.п.).
Вопрос 3.
Так можно все-таки как-нибудь измерить потери мощности в трансмиссии при использовании
колесного динамометрического стенда? Как узнать мощность на маховике?
Ответ 3.
1) Нет. 2) Никак.Для этого нужен специальный стенд, где можно измерить отдельно КПД/потери трансмиссии. Для
этого нужно будет частично разбирать моторный отсек.
В качестве эмпирических можно использовать следующие коэффициенты потерь в трансмиссии:
• 10% для переднеприводных автомобилей с РКПП
• 12% для заднеприводных автомобилей с РКПП
• 15-17% для полноприводных автомобилей с РКПП
Не забывайте, что потери энергии в трансмиссии зависят от многих факторов, в том числе от:
• типа и размерности шин
• давления в шинах
• углов схода/развала колес
• вязкости масла в КПП
• технического состояния элементов подвески и трансмиссии
• и т.д.
Если Вы хотите точно измерить мощность на маховике двигателя, Вам придется демонтировать
двигатель и замерить его на специальном стенде.
Вопрос 4.
Тогда зачем вообще все это нужно, если я не могу определить мощность двигателя после супер-пупер-
тюнинга стоимостью столько-то тысяч долларов?Ответ 4.
Сначала задайте себе вопрос – а зачем это Вам? Ведь динамические характеристики автомобиля зависят
исключительно от момента (мощности), которую Вам удалось в результате передать на колеса.
Абсолютно неважно, какая у Вас мощность двигателя на маховике, если только 50% ее дойдет до дороги.
Тем более, что мощность на маховике прямо пропорциональна мощности на колесах, просто обычно
неизвестен точно коэффициент пересчета.
Мощность на колесах служит неплохим интегральным показателем работ, проведенных над машиной.
Это также весьма удобный инструмент для настройки системы управления двигателем. Не всегда можно
позволить себе проверять каждый этап постройки двигателя выездом на трассу или соревнования по
драг-рейсингу. Колесный диностенд позволяет в течение 5 минут оценить достигнутые вами успехи и
общую эффективность того или иного изменения в конструкции автомобиля.
Замер мощности самого двигателя на специальном стенде обойдется Вам во много раз дороже и займет
несколько дней.
Вопрос 5.
А вот я слышал, что потери в трансмиссии могут достигать 25-30% от мощности двигателя? Когда я
замерял мой автомобиль в .... мне сказали, что потери в трансмиссии у меня 30% и мощность на
маховике у меня равна ... л.с.!
Ответ 5.
Прочитайте еще раз ответ на вопрос №4 и спросите себя – важно ли Вам это? Что изменилось бы от того,
что на самом деле потери в трансмиссии были бы 0%, а фактическая мощность на маховике равнялась
бы колесной?Если же вернуться к вопросу №5, я бы советовал бежать от этой компании/механика как можно скорее.
Если бы потери в трансмиссии составляли действительно 25-30% от мощности двигателя, в трансмиссии
автомобиля мощностью 400 л.с. выделялось бы 75-90 кВт в секунду. Это огромное количество тепла,
которое не выдержала бы практически никакая стандартная трансмиссия. На практике, эта цифра
должна быть где-то в диапазоне, указанном выше, в ответе на вопрос №3.
Многие операторы мощностных стендов завышают эту цифру не со зла или по незнанию, а для того,
чтобы угодить клиенту и дать ему чувство гордости на свою машину. На самом же деле, Вы должны
понимать, что измерить мощность на маховике при использовании колесного стенда нельзя. Так что
пользуйтесь той цифрой, которой Вы можете доверять, а именно – фактически измеренной мощностью
на колесах. Остальное – от лукавого
Комментарий:
К, сожалению, ответ по п. 5 не совсем верен, поскольку во многих случаях рассчетная мощность двигателя весьма значительно отличается от мощности на колесах ... достаточно зайти на тот же etuners.gr или просто посмотреть на изображения, фигурирующие в рекламе мощностных стендов, типа этого
см. ссылку
http://forum.aves-peugeot.ru/viewtopic.php?f=34&t=46288Либо сейчас пошла такая мода, либо все операторы, в т.ч. и производители стендов, любят завышать рассчетную мощность двигателя.